Вид со стороны во время боя. Значками отмечены места взрывов ракет. Один из двух синих истребителей уничтожен, второй покинул место боя. Все красные истребители под управлением ИИ уклонились от ракет противника
Возможно, через много лет люди будут отправлять на войну не молодых мужчин, а беспилотные боевые машины с компьютерным управлением. И не только чтобы сберечь человеческие жизни, но и по другой причине: потому что белковый интеллект просто ничего не способен противопоставить изощрённым манёврам и мгновенной реакции компьютера.
Инженеры продолжают совершенствовать боевые программы для управления современным вооружением — и уже добились некоторого успеха. В недавно проведённых испытаниях система искусственного интеллекта Alpha с помощью четырёх виртуальных истребителей успешно защитила береговую линию от двух нападавших истребителей с превосходящим вооружением, которыми управлял бывший полковник военно-воздушных сил США Джин Ли (Gene Lee). По мнению некоторых экспертов, поведение ИИ, его манёвры и исход воздушного боя выглядят «многообещающе».
Полковник военно-воздушных сил США Джин Ли во время боя с системой искусственного интеллекта Alpha
Программа Alpha разработана группой специалистов из университета Цинциннати, оборонной компании Psibernetix и научно-исследовательской лаборатории ВВС США (Air Force Research Laboratory).
При её создании применялись методы нечёткой логики, а именно — создавалось так называемое «нечёткое дерево» (fuzzy tree), построенное с помощью генетических алгоритмов (Genetic Fuzzy Tree, GFT). Судя по всему, это наиболее подходящий подход для обработки информации в реальном времени и принятия решений во время воздушного боя.
Пример макета Fuzzy Tree
Методы нечёткой логики давно изучены и применяются, но разработчикам Alpha удалось адаптировать их для реальных боевых задач и показать, что даже малобюджетный персональный компьютер стоимостью $500 способен обрабатывать данные в реальном времени и принимать адекватные решения, побеждая профессиональных пилотов-людей.
В воздушном бою современные истребители сближаются на скоростях более 2000 км/ч (например, максимальная скорость истребителя F-35 составляет 1900 км/ч, истребителя Су-35 — 2400 км/ч). На таких скоростях исход боя решают микросекунды. Соответственно, разработчики программы Alpha поставили целью использовать ошибки пилотов противника, а они неизбежны в силу несовершенства человеческого тела, которое просто физически неспособно реагировать на события в реальном времени или близко к нему). Как пишут разработчики, ИИ может рассмотреть и скоординировать наиболее оптимальный тактический план и траектории манёвров в динамическом окружении в 250 раз быстрее, чем человек успеет моргнуть.
Очевидно, что координация действий нескольких истребителей тоже осуществляется гораздо быстрее, если ими синхронно управляет одна компьютерная программа, а не несколько отдельных пилотов, ведущих переговоры по рации и пытающихся скоординировать свои действия.
Программа Alpha уже неоднократно побеждала людей-пилотов, в том числе давая им фору в ракетном вооружении, скорости, манёвренности и сенсорах. Но здесь другое дело. Полковник Джин Ли не просто бывший профессиональный пилот (он заканчивал карьеру как управляющий воздушным боем — air battle manager, что в традиционном представлении пилотом не является), он один из лучших в мире специалистов именно по боям в компьютерных симуляторах. Полковник с 1980-х годов участвует в таких испытаниях, сражаясь с различными компьютерными программами, которые пытаются его победить.
В военной области такая победа программы Alpha сродни шахматной победе компьютера Deep Blue над гроссмейстером.
Сам Джин Ли тоже был впечатлён программой Alpha: «Я удивлён, насколько она осведомлена и как быстро реагирует, — сказал он. — Она как будто знала о моих намерениях и мгновенно реагировала на изменения курса и развёртывание ракет. Она знала, как отразить удар, и мгновенно переходила от защитных действия к нападению в случае необходимости».
Джин Ли говорит, что после многочасовых игровых сессий против Alpha возвращался домой полностью вымотанным и эмоционально опустошённым: «Это может быть не настоящий интеллект, но он представляет собой достойного противника», — признался американский пилот.
Диспозиция перед началом боя. Группа истребителей под управлением искусственного интеллекта помечена красным цветом
Манёвры с использованием флангов красной команды
Первый и второй этапы учебной миссии
Третий и четвёртый этапы учебной миссии
Вид учебной миссии со стороны с указанием следов к четвёртому этапу
Пятый и шестой этапы учебной миссии
В будущем системы ИИ вроде такой могут использоваться для управления настоящими боевыми истребителями и дронами, которыми сейчас управляют операторы в дистанционном режиме.
Военный дрон с дистанционным управлением
В первое время наверняка использование искусственного интеллекта будет запрещено международными конвенциями, как сейчас запрещены кассетные боеприпасы, химическое оружие, биологическое оружие, напалм, противопехотные мины, климатическое оружие и другие виды вооружений, которые дают одному из противников нечестное преимущество.
Но история показывает, что правила войны не всегда соблюдаются. Бывает, что одна из сторон ради победы готова использовать даже нечестные способы ведения боя. Если она пустит в ход искусственный интеллект — вероятно, остальным ничего не останется, кроме как ответить тем же. И тогда Третья мировая война грозит превратиться в войну программистов, как Вторая мировая война в каком-то смысле была войной «бойцов невидимого фронта» — шифровальщиков и криптографов, которые пытались рассекретить коммуникации врага, что сразу давало огромное преимущество.
Но даже в том случае, если использование ИИ в реальных боевых действиях будет запрещено, такие инструменты подходят для подготовки пилотов и как вспомогательные системы во время небоевых операций.
Научная работа с результатами испытаний искусственного интеллекта Alpha опубликована в журнале Journal of Defense Management (doi: 10.4172/2167-0374.1000144, pdf).
Источник: https://geektimes.ru/post/277864/
четверг, 30 июня 2016 г.
Дожили. ИИ победил человека в симуляции воздушного боя
четверг, 30 июня 2016 г.
прокомментируйте
0 коммент.:
Отправить комментарий