вторник, 7 июня 2016 г.

«Я - вертолетчик». Интервью с пилотом армейской авиации

«Я - вертолетчик».




Интервью с пилотом армейской авиации, имеющим опыт полетов на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-35М и Ми-28Н.

*****
- Что побудило Вас выбрать летную профессию?

- Я родился в семье военного, отец – вертолетчик. Прожил всю жизнь в военных городках, всегда с ребятами бегали смотреть на машины, на полеты. Интересовался различной авиатехникой. Поэтому и была мечта с самого детства стать вертолетчиком. Сразу после школы пошел в летное училище, где и обучался последующие 5 лет.

- Какой тип вертолетов Вы осваивали в училище?

- В училище все осваивают базовые типы. Мы начинали с Ми-8, потом Ми-24: то есть год - на Ми-8Т, два года – на Ми-24. Но, например, параллельно с нами одна группа начинала летать на Ми-2, а потом на Ми-8Т. Кто-то все три года летал только на Ми-8 и выпускался на нем же. Сейчас знаю, что в училище на «Ансатах» летают, на Ка-226 скоро начнут возить курсантов.
А после выпуска уже куда и как попадешь: могут и на Ми-8 отправить служить, могут и на «24-ку», на Ми-26, камовские машины.

- То есть, на какой тип вертолета в части назначили, на таком летать и будете?

- Да. Я изначально хотел на Ми-24, на него и попал. Из части прислали в училище отношение, где было указано, что меня берут на должность летчика-оператора, поэтому я уже знал на какую должность еду в войска.

- Есть какая-либо конкуренция между частями за перспективных курсантов?

- Есть. В училище приезжали представители армейской авиации и в тот же СКВО стремились ребят потолковее набрать. Представители авиации ВВ МВД, ФСБ тоже приезжали, так как подготовка летчиков велась и в их интересах.

- Можно ли курсанту самому попроситься в ту или иную часть?

- Да, можно. Съездить в часть, взять там отношение.

- Вы уже летаете много лет, сколько типов вертолетов на данный момент освоили?

- Ми-8Т, четыре модификации Ми-24, Ми-35М, Ми-28Н.

- Немало…

- «Восьмерку» освоил в училище, там же начал летать на Ми-24. В части попал в боевую эскадрилью на «24-ках», летал на них изначально. Потом нашу авиабазу начали перевооружать на Ми-28Н, Ми-35М, пришлось и их освоить. Тяжелее всего было переучиваться на Ми-28Н, вертолет новый, практически ничего общего не имеет с «24-кой», у вертолета одно управление, только у командира вертолета, в отличие от двух на Ми-24. Если на Ми-24 можно проводить контрольные полеты, где инструктор что-то подскажет во время полета, в экстренной ситуации возьмет управление на себя, то на «28-м» этого сделать нельзя. Тем и вызвано наличие в войсках разных типов вертолетов: пока нет учебного Ми-28УБ, учиться летать будем на Ми-24, Ми-35М.



Ми-8

- Читатели блога задали немало вопросов по тем или иным типам техники. Если не возражаете, начнем с Ми-8. Как сами называете эту машину?

- У нас к ней приклеилось название «борщевоз».

- Почему?

- Да не знаю, пришел в часть, уже так называли. Юмор такой своеобразный. Возвращаешься с вылета, на земле спрашивают: «Пока летали, не расплескали ничего?» - «Что не расплескали?» - «Да борщ же какой-нибудь возите с собой».

- Как осуществляется прицеливание на Ми-8 при стрельбе НАР (неуправляемыми авиационными ракетами - прим.)? С помощью подвесных пушечных контейнеров?

- У командира экипажа стоит обычный коллиматорный прицел: прицельная марка, на ней тысячные, градусы и согласно таблицы прицельных данных от высоты, от дальности определяется на какой угол вынести поправку. С пушечными контейнерами все тоже самое. Грубо говоря, прицеливание идет на глазок.

- Есть возможность оценить эффективность ПК в качестве бортового вооружения Ми-8 для применения через дверной проем? Через рампу при снятых створках?

- Пулемет ставят, считают его эффективным. Командиры экипажей сами предлагают его ставить, если с ВПШГ (воздушная поисково-штурмовая группа – прим.) летят или группами спецназа на какие-либо задачи. На рампу тоже ставят на новых машинах.

- Необходима ли на «8-ке» дверь по правому борту?

- Да, конечно. Лебедка по правому борту теперь с большей грузоподъемностью, до 300 кг, поэтому проще людей эвакуировать. За один раз можно больше десантников поднять, что-либо загрузить/разгрузить.



Ми-24

- Тот же вопрос, что и по Ми-8: как между собой называете Ми-24?

- У нас летчиков этого вертолета называют «барабанами». Иногда это прозвище переносят и на саму машину.

- Вопрос, который волнует многих: почему для Сирии выбран именно Ми-24П?

- Я тут могу высказать только свои предположения. Вертолет надежный и проверенный не одной войной, более прост в эксплуатации. На нем нет сложного оборудования, того же ГОЭС, например, поэтому он менее ремонтозатратен. Но я не исключаю, что в дальнейшем в Сирии могут появиться более новые типы вертолетов.
Да, как еще один возможный вариант «за»: с «24-ки» можно выполнять бомбометание. Ми-35М и Ми-28Н такой возможности лишены.

- Насколько эффективно бомбометание с этого вертолета?

- Я считаю, что эффективность низкая. Для бомбометания необходимо выдерживать параметры полета: на боевом курсе должна быть постоянная скорость, постоянная высота, чтобы хотя бы примерно попасть в цель или в район цели. Нет автоматизации, как на самолетах, приходится считать все в голове, что дает большую погрешность нежели машинный расчет. Пока летишь с постоянным курсом и с одной скоростью, то тебя, грубо говоря, только ленивый с рогатки не собьет.

- Как производится прицеливание при бомбометании?

- В зависимости от типа бомбы определяется высота, с которой предстоит ее кидать. Берутся параметры высота сброса, скорость сброса, по таблице находятся прицельные данные, на прицеле ПКИ выставляется угол визирования. Когда бросаешь учебные бомбы по 50-70 кг, с высоты 200 м, то можно производить сброс, когда по этому углу перекрестие накрывает цель. Если высота полета больше, то выставляешь угол визирования цели, при проходе ее через перекрестие прицела делаешь отсечку времени и производишь сброс по задержке. Также учитывается угол сноса, направление ветра. Но чем больше высота, тем меньше точность.

- Вам в боевых условиях приходилось заниматься бомбометанием?

- Только в учебных целях. Раз-два в год, пока у нас еще Ми-24 были. Летали с учебными бомбами по 50-70 кг, один раз «сотки» бросали.

- В Чечне бомбы бросали?

- Мне не доводилось, от сослуживцев и ветеранов части тоже этого не слышал, но исключить не могу.

- На форуме вертолетчиков один из пользователей высказал предположение, что выбор Ми-24П для Сирии обусловлен тем, что на нем 6 точек подвески против 4 на новых машинах.

- Как показала практика той же Чечни, вертолет редко летал с 4 блоками НАР, потому что это очень тяжело. Тем более, если учитывать жаркий сирийский климат, который для вертолета еще проблематичнее. Использование всех точек подвески сильно уменьшает максимальную взлетную массу, ухудшает летные характеристики. А быстро уменьшить взлетную массу можно только одним способом: недозаправиться топливом. Но недозаправка снизит радиус действия вертолета.
Для примера, в ходе двух кампаний в Чечне, в Пятидневную войну стандартная нагрузка была следующей: 2 блока НАР, управляемые ракеты. Но в зависимости от поставленной задачи и условий выполнения полета и по 4 блока бывало вешали.

- Если так случится, что потребуется эвакуация экипажа самолета, сбитого в глубине вражеской территории, на большом удалении от нашей авиабазы, то может быть подвеска Ми-24 такой: 2 подвесных топливных бака (ПТБ), 2 блока НАР, управляемые ракеты?

- Может, но только в качестве прикрытия Ми-8, которые непосредственно будут заниматься эвакуацией. Условия бывают разными, поэтому может придется производить эвакуацию с помощью лебедки «8-ки», которой нет на Ми-24. Оперативно забрать людей, когда на обратном пути увидели, что сесть можно, или поступила задача непосредственно в воздухе, конечно, можно и на Ми-24.

- На видеороликах из Сирии видно, что наши вертолеты атакуют на малых высотах, почти у земли. Насколько опасны крупнокалиберные пулеметы врага при такой тактике, да и обычное стрелковое оружие?

- У нас есть поговорка: «Ниже летаешь – дольше живешь». Необходимо максимально уменьшить время нахождения машины в прицеле противника, для этого и летают на низких высотах. Чем ниже летишь, тем больше вариантов проскочить и спрятаться за рельефом местности, за искусственными препятствиями, за те же деревья. Небольшая высота полета обеспечивает скрытность подхода к цели, а это залог успешного выполнения задания. И тем более там, как я понимаю, доселе не известно, есть ли у боевиков ПЗРК или нет. Судя по кадрам и по манере пилотирования, никто этого проверять не хочет на своей шкуре, поэтому и летают с «упреждением», беря в расчет наихудшие условия полета.
Да, внизу тоже можно шальную пулю схватить и даже от одной пули загореться, двигатель может выйти из строя, но шансы на такой исход сильно меньше.

- ПТУР опасны при таком полете?

- Тут еще попасть надо. Если вертолет будет статичен, или летит «как у себя дома», то возможность есть. «Пускач» (оператор установки - прим.)хороший должен быть.

- Сирийские боевики не так давно опубликовали видео с некими летающими бомбами на основе презервативов…

- Оно вроде бы и смешно, но встретиться с ними никому не пожелаю. Это все-таки бомба, если взорвется, то веселого будет мало.

- Война на Украине волнует читателей, не меньше, чем сирийские события, поэтому следующий вопрос будет о боевых действиях на Донбассе. Почему там так часто сбивали Ми-24? Ошибки пилотирования или ограничения самих машин по применению?

- Тяжело сказать, надо рассматривать каждый случай отдельно, знать причины тех или иных действий летчиков.

- Мне как-то описали случай уничтожения под Луганском вертолета Ми-24П. Мол, украинские летчики прошли над позициями противника, развернулись, предположительно легли на боевой курс. Шли в лоб. По ним открыли огонь из автоматических пушек бронемашин, стрелкового оружия. Вертолеты, так и не атаковав, отвернули в сторону и пошли вдоль позиций на удалении. В результате пуска ракет один был сбит. Что можно сказать об их действиях?

- С земли видно одно, с воздуха – другое. Точно опять же не скажу, мало информации, но если все было так, то можно предположить следующее. Может у них не было достаточно разведданных по этому району, и летчики не могли понять, что это не свои войска. И только после того, как по ним огонь открыли, они это осознали. Эффект неожиданности уже был утрачен. Далее. Надо заранее знать местонахождение цели, заранее просчитать способ, как к ней подойти, чтобы нанести удар в первом же заходе. Второй заход можно сделать, если первый прошел удачно, когда ты создал панику, создал эффект неожиданности и деморализовал противника, когда враг просто разбегается и прячется. Занимается боевой порядок, так называемая «карусель», чтобы не дать возможность даже высунуть голову из окопов, и работаешь по очереди, пока не «разгрузишь» весь боекомплект. Но когда по тебе стали уже конкретно огрызаться, когда ты уже первую возможность профукал, когда даже с пушки дать не успел, чтобы напугать…
А уходили вдоль позиций может быть потому, что не предполагали у противника серьезных средств ПВО и хотели доразведать обстановку. Думали, может быть, что стрелковка есть, ну, максимум, пушка/пулемет БМП/БТР, поэтому ушли на дистанцию, снижающую вероятность поражения. В общем, скорее всего, поступили они опрометчиво. Если с первого раза не получилось, то надо было или уходить совсем в глубь своей территории, или передать цели самолетчикам, чтобы они с высоты обработали. Или же уйти, спрятаться, а потом постараться зайти с неожиданного ракурса, с другой стороны и атаковать.



Ми-35М

- Традиционно: у машины есть прозвище?

- Никакого особенного, тот же «барабан».

- Велика ли разница между Ми-24 и Ми-35М?

- В плане конструкции, да. Мы говорим: «Скрестили ежа с ужом, получили проволоку». Потому что в этой машине часть от «28-го» взята, часть от «24-ки» осталась. Эдакий Франкенштейн.
По моим ощущениям, он менее устойчив в полете. Если Ми-24 летит как утюг, его и трогать не надо, то этот постоянно хочет накрениться, тангаж сделать, как будто куда-то уйти пытается. Его постоянно надо придерживать, чаще вмешиваться в управление. На сложный пилотаж, это личное мое мнение, приятнее летать на «24-ке». Опять же «Беркуты» отказались от групповых полетов на «35-х» в пользу «28-х».

- Худшая устойчивость из-за того, что у него крылья меньшего размера?

- Все факторы сочетаются: и то что крылышки немножко обрезаны, и то что несущая система другая. Все-таки планер и вся аэродинамика вертолета были рассчитаны под другую несущую систему и силовую установку изначально.

- Сильно ли упала скорость из-за неубирающегося шасси?

- Упала. Сейчас максималка у него 300 км/ч, а у Ми-24 335 км/ч была. В горизонтальном полете это не так заметно, потому что летают там со скоростью 200-250 км/ч, а максимальная нужна для вывода из пикирования. Чем больше диапазон скорости вывода из пикирования, тем дольше можно держать цель в прицеле, выполнять стрельбу, позже вывести машину из пикирования.
Я бы не сказал, что эти все недостатки как-то явно ощущаются, но все вместе дают о себе знать.

- Качество изготовления и надежность Ми-35М по сравнению с Ми-24?

- Практически всё тоже самое. Больше с электроникой проблем. С теми же прицельными системами. Штука хорошая, машинка считает хорошо: достаточно лазерным дальномером один раз щелкнуть, а дальше она уже сама углы прицеливания выставляет и достаточно прицельную марку навести, выстрелить, и ракеты шли в цель. Но механизмы эти сложные, требуют более пристального обслуживания. Не скажу, что менее надежная система, но что-то пока не особо.

- Если во время стрельбы произойдет отказ автоматики?

- Есть два режима стрельбы: автоматический и ручной. Если автомат стрельбы откажет, то ничего страшного, можно вручную рассчитать, по старинке.

- Вручную, вероятно, труднее считать?

- При подготовке к полету вносишь прицельные данные в прицел, там достаточно угол прицеливания установить в зависимости от используемых боеприпасов. В наколенных планшетах вся эта таблица прицеливания есть, а с опытом цифры запоминаешь, и они уже все в голове есть. И вот в зависимости от дальности и скорости ты уже знаешь, как наложить марку на сетке прицела, чтобы куда надо всё пошло. Бывалые летчики, например, рассказывали, что в боевых условиях пускали пару НАР, смотрели куда пошли – ага, чуть не туда – подкорректировал, переключил на длинную очередь и пошел бить по цели. Всё это уже на автоматизме в голове прокручивается, как и что делать.

- Ми-35М в паре с Ми-24 нормально себя чувствует?

- Абсолютно. Мы на Ми-35М и с Ми-28Н в паре летали нормально. Со стороны только неуклюже смотрится, у «28-го» тангаж при полете положительный, у «35-го» отрицательный. Проще говоря, один летает с задранным носом вверх, другой с опущенным вниз.

- Можно ли сказать, что Ми-35М - это «летающая парта» для переучивания со старых вертолетов на новые?

- В плане управления я бы не сказал, что Ми-35М - это летающая парта для переучивания на новые машины. Да и в плане новых систем, тех же МФИ, не стал бы говорить так. Сам принцип индикации параметров и вводимой информации на Ми-35М и Ми-28Н несколько отличается. На «35-м» вся эта информация носит ознакомительный характер, она не настолько интегрирована, как на «28-м». 



*****

Ми-28Н

- В войсках прозвище вертолету уже придумали?

- Кто «Микки Маус» его называет, кто «Крыса». Потому что если на него спереди посмотреть, то двигатели как уши выглядят. Но устоявшегося названия пока нет.

- Вы уже говорили, что на «28-й» было трудно переучиваться. Сколько по времени на это требуется?

- Теория – два-два с половиной месяца. Шесть дней по три пары в день. Сидишь, пишешь конспекты. Если с полетами, то до трех месяцев.

- Учебной версии Ми-28Н пока нет, но может Вы слышали о ней какие-либо новости?

- Говорят, что «убэшка» уже есть в Торжке, ее начали обкатывать. Понятно, что в войска она еще не скоро пойдет.

- Что случилось с Ми-28Н на «Авиадартсе» в августе этого года?

- Причина уже известна, информацию нам довели, но ее я озвучивать не буду. Кто знаком с вертолетной авиацией не понаслышке, тот по видео катастрофы поймет причину, она очевидна.

- Первая информация была, что произошел отказ гидросистемы.

- Нет, дело не в этом. Был отказ техники, но дело не в гидросистеме. Вины летчика нет. Ждите официального заключения комиссии. 

- Один из наиболее часто задаваемых вопросов: надвтулочную РЛС доделали?

- Наверно, этот вопрос стоит переадресовать заводчанам, которые ею занимаются. У нас пока ее нет, но обещают на Ми-28НМ поставить уже.

- Что можете сказать о качестве тепловизора?

- Лучший - на «28-м». На Ми-35М тоже, в принципе, нормальный, хорошо работает. 

- Какова дальность обнаружения целей с помощью тепловизора?

- 6-8 километров, может и дальше. Это зависит от контрастности цели.

- Качество изображения приемлемое?

- Да.

- Если сравнивать его с «Апачем»? Роликов в сети много, думаю, видели их.

- У «Апача» лучше, конечно. Это общепризнанно. Но я бы не сказал, что у нас прямо совсем плохо по сравнению с ним. Нет, нормально, можно разглядеть, можно найти цель. Разница в том, что у них картинка более четкая.

- Много вопросов было задано по вооружению вертолета. Например, такой: «Насколько автоматизировано использование ракеты «Атака» с радиокомандным наведением на Ми-28Н? В интернете есть ролик, где иракский Ми-28Н стреляет и не попадает в цель, хотя цель удерживается прицельным комплексом.»

- Вопрос к оружейникам, которые обслуживают этот вертолет. Там очень сложная система, которая требует тонкой настройки. Может там сила луча слабая, луч не туда смотрит от оси прицеливания вертолета. Все вопросы тут исключительно к обслуживающему персоналу, все ли они правильно настроили.

- Часто ли происходят срывы ракеты при проводке по лазерному лучу? Были ли случаи срыва наведения управляемых ракет из-за дымового следа?

- Нет, из-за дымового следа срыв произойти не может. Ошибка может быть в действиях летчика-оператора. На Ми-24, когда стреляли с помощью прибора наблюдения, состоящего из системы зеркал, то при попадании в дымный след от ракеты - а дым пойдет на тебя - просто не надо дергать элементами управления этим лучом. Когда дым пройдет, то марка спокойненько накладывается на цель, и ракета попадает куда надо. Тоже самое и на Ми-35М. На «28-м» еще проще, потому что у него система привязки идет в автоматическом режиме: даже если цель попадет в дымный след, то машинка автоматически марку доводит.

- Для противотанкового комплекса «Штурм-ВМ» были разработаны ПТУР 9М120-1 и 9М120-1Ф с дополнительным лазерно-лучевым каналом наведения помимо стандартного радиокомандного. Есть ли подобные ракеты в частях и применяются ли они на учениях с вертолётов Ми-28Н?

- Есть только на новых сериях «28-х».

- Удовлетворяет ли кучность пушки 2А42 на вертолете? Есть ли с ней какие-либо проблемы из-за большой отдачи?

- Сам пока не стрелял, но по разговорам сослуживцев – точная. Если машинка считает хорошо в автоматическом режиме прицеливания, то куда навел, туда она и бьет.
Машинка проблемы отдачи устраняет. 

- Можете сравнить точность и кучность пушек Ми-24, Ми-35М и Ми-28Н? Как ведут себя машины при стрельбе из этих пушек?

- Поточнее будет пушка «28-го», потому что стрельба ведется в автоматическом режиме. У Ми-35М пока некоторые проблемы со стрельбой в автоматическом режиме, иногда машинка ерунду показывает. Ну, а в ручном всё зависит от качества собственных расчетов по стрельбе, насколько точно всё рассчитаешь, настолько точно и попадешь.
Касательно поведения машин при стрельбе из пушек. На Ми-24П отдача очень хорошо чувствуется: если дать среднюю очередь, можно потерять порядка 20-30 км/ч от скорости. Если длинную, до «последней железки», то потери будут до 50-60 км/ч. Машина сильно клюет вперед. На Ми-35М отдача уже слабее, можно сравнить со стрельбой из пулемета на Ми-24В: нажал, что-то улетело, ничего особенного не чувствуешь.

- Какова сравнительная эффективность пушек ГШ-23 и ГШ-30?

- Чем калибр больше, тем эффективнее. Мы, когда на Ми-24 летали, то «тридцатку» в шутку называли «высокоточным оружием». Эта пушка действительно как высокоточное оружие на вертолете: если правильно прицелился, то снаряды полетят точно в цель. ГШ-23 тоже не плохая пушка, тем более, что она, в отличие от «тридцатки», стоит на подвижной установке.



- Реальная дальность применения пушки по ростовой цели?

- Я понял откуда читатели взяли этот вопрос: из наземной практики, где стреляют из автомата. Но у нас все по-другому. У нас базовая цель – это мишень типа танк, либо площадная. Обычно стреляем с километра, с тысячи метров при визуальном прицеливании. Можно и с большей дальности. «28-е» могут и с двух тысяч стрелять и больше, потому что им с такой дальности позволяет вести огонь их прицельная станция. Если же стрелять визуально, в ручном режиме, то тут уже все зависит от того, насколько ты хорошо видишь цель. С двух километров с пушки бить, конечно, не особо удобно и малоэффективно, лучше НАР.

- Можно привести для примера какой-нибудь норматив по стрельбе?

- Если стрелять 20 снарядами в одном залпе на дальность в полтора километра, то для получения оценки «отлично» требуется попасть тремя снарядами в цель. Цель – это БМП, танк. Попасть требуется не где-то рядом, а прямо в цель.

- Эффективна ли стрельба по танку из малокалиберной пушки?

- Можно пострелять, больше, конечно, на удачу. Я не скажу, что у нас прямо где-то написано, что с пушки надо стрелять по танку, но почему бы нет? Верх у него не такой бронированный, если в район двигателя снаряд прилетит, то пробьет.

- Есть упражнение для поражения групповой цели типа «пехота противника»?

- У нас есть стрельба по наземным целям, а это могут быть и площадные, и самолеты на стоянках, и танки, БМП на марше.

- На Ми-28Н имеется какая-либо система управления боем с оперативной обстановкой на карте, внешним целеуказанием, передачей местонахождения противника от других подразделений «на лету»?

- Создатели вертолета предусмотрели такую систему, но она пока повсеместно не используется. Но на учениях эксперименты уже проводились. Считаю её очень полезной и необходимой.

- С появлением Ми-28Н тактика применения вертолетов изменится? По типу американского «Апача»: работа с висения, управляемыми ракетами.

- Да, работа пушкой с висения, управляемые ракеты пускать с него же. И с «35-х» с висения пускали уже. Больше на висении работать стали, именно пушкой. На Ми-24 этого сделать было нельзя, потому что пушка была жестко закреплена и для ее поворота приходилось поворачивать всем вертолетом. НАР пока с висения стрелять нельзя.

- Выходит, что застарелая проблема с НАР так и не решена?

- Да, есть недоработка. Ракеты очень дымные, есть опасность, что дым попадет в двигатель, и он просто «чихнет». На машине стоит система защиты: при стрельбе НАР идет впрыск воды в двигатели, что увеличивает их мощность и компенсирует попадание дыма. Но эта система работает только при поступательном движении вертолета, на висении же двигатель может спомпажировать.

- Это обещают исправить?

- Пока ничего не слышно. Вероятно, что-то надо менять в двигателе ракет. Но когда их заменят, если еще старых НАР много?..

- «28-й» в боевых вылетах участвовал?

- Да, участвовал и участвует частенько. В КТО тех же.

- Были случаи обстрела с земли?

- Нет.

- Какая погода для Ми-28Н считается нелетной?

- Туман, например, грозовые явления, шквальный ветер, сильное обледенение.

- Но у «28-го» в этом плане возможности повыше, чем у Ми-24?

- Нет, такие же. Все зависит от уровня подготовки летчика. Всегда прописывается в инструкции минимум вертолёта, при котором он может летать. По нижней границе облаков и по полетной видимости. То есть, способность его систем зайти в данных условиях на аэродром. И, естественно, нужно учитывать данные аэродрома – способен ли аэродром в таких-то условиях принять этот тип машины. А дальше все зависит от мастерства летчика, от уровня подготовки, есть ли у него допуск к полетам именно в таких условиях. У нас есть, например, «в простых условиях» допуск. «200 на 2» – высота нижней границы 200 метров, видимость 2 километра. «100 на 1», соответственно, нижний край 100 метров, видимость – 1 километр. И «70 на 1» еще есть – нижний край 70 метров, видимость – 1 километр. Все зависит от летчика.

- Что хотелось бы доработать или дополнительно иметь на Ми-28Н?

- Хм… Наверно, чтобы просто вылечили все детские болезни машины. Вертолет от серии к серии все надежнее становится, но хотелось бы, чтобы уже довели до конца пооперативней. Например, раньше была проблема с редукторами. Очень грелись, был плохой обдув, плохое охлаждение масла. Доработали. Перегреваться перестали. 

- По вооружению пожелания есть?

- Нет. В принципе, вполне всё нормально по вооружению. Боевая нагрузка у него практически аналогична Ми-24, Ми-35М. Тот же принцип: два блока НАР. Но можно и четыре повесить. Движки позволяют тащить такую нагрузку без особых ограничений в пилотировании. У пушки может хотелось бы боекомплект побольше… Двести пятьдесят снарядов маловато.

- Сколько надо?

- Хотя бы пятьсот. 
Кстати, вспомнил, что еще бы хотелось доработать на Ми-28Н: управление лучом и линией визирования ракет. На Ми-24 и Ми-35М стоят так называемые «рога», которые более привычны летчикам. И они более точные, более плавные. На Ми-28Н стоит кнюпель круглый на ручке, где всё зависит от силы нажатия: чем сильнее давишь, тем быстрее поворачивается. Из-за этого в полете, во время тряски очень тяжело добиться плавности поворота. Конструкторам об этом говорили, они отвечали, что тоже есть идеи доработать этот момент.



Ка-52

- С Ка-52 доводилось иметь дело?

- У меня была возможность начать летать на этом вертолете, но в итоге решил продолжать изучать ту машину, которую незадолго до этого начал осваивать. Просто не хотелось скакать с одной машины на другую, так толком и не освоив предыдущую. Но мне было бы интересно освоить и Ка-52. По рассказам тех, кто на них пересел, ну, это всё: детские восторженные лица, улыбки, удовольствие такое, будто в детстве дали автомат настоящий подержать.

- Имеет ли смысл сосуществование двух разных типов вертолетов в подразделении? Я говорю о Ми-28Н и Ка-52.

- Имеет. «Кашка» более приспособлена для полетов в высокогорье, менее чувствительна к влиянию внешних факторов, например, того же ветра. Нет у нее режима самопроизвольного вращения влево, когда с рулевым винтом что-либо случается, когда производится посадка при попутном ветре, и рулевой винт не может зацепиться за воздух, когда мощности двигателя не хватает. 

- Похожий вопрос: имеет ли смысл существование пары Ми-28 и Ка-52?

- Нет. Он же был задуман, как целеуказатель, вот так и будет его правильнее использовать. Тем более пара «52-х» способна выполнять те же задачи. Не вижу смысла скрещивать два разных типа, маневренность и техника пилотирования разные.



*****
Подготовка

- Каков сейчас налет у пилотов?

- Налет стараются обеспечить максимально возможный, не менее 50 часов каждому. В среднем, у каждого выходит, если в командировки летать, 100 часов и больше.

- А норма налета какая?

- Норматив двойной сейчас: 40 часов, чтобы платили «за особые условия», и 50 часов, чтобы «год за два» шел.

- Читатели достаточно много спрашивали о тактике действий, экипировке, подготовке. Вопрос о последней: «Тренажеры новых вертолетов есть?»

- Да, для всех новых типов вертолетов наша авиабаза получила тренажеры.

- Опытному летчику необходимо ими пользоваться?

- Тренажеры, конечно, нужны. Всегда, когда производится подготовка к полетам, то проводятся тренажи в кабинах вертолетов. Тщательно отрабатываются действия в особых случаях. Тренажеры помогают набивать механику: что и как включать/переключать/выключать в тех или иных случаях. Это сильно экономит время, так как не надо, сидя в кабине вертолета, представлять себе ту или иную ситуацию в голове и щелкать тумблерами, якобы управляя машиной. Тренажер позволяет смоделировать настоящий полет и понять, что будет в результате тех или иных твоих действий. 

- Есть ли экипажи, которые имитируют тактику использования вертолетов наших «иностранных партнеров» на учениях?

- Есть нечто похожее. Например, учебный полет на «воздушный бой»: мой вертолет должен перехватить вертолет «нарушителя».

- Как часто на учениях отрабатываете пуски управляемых ракет?

- Нет какого-либо «железного» графика. В год по несколько раз. Минимум один раз в год производятся сборы по пуску управляемых ракет для всех летчиков, которые стреляют в первый раз, у кого вышли какие-либо перерывы.

- Сколько ракет выделяется на одного человека на стрельбах?

- По-разному. Весной вот четыре отстрелял. Для тренировки мне этого вполне хватило.

- Прыжки с парашютом отрабатываете?

- Регулярно. Не менее двух прыжков в год. Но если есть диагноз «остеохондроз», то от прыжков освобождают.

Экипировка

- Комбинезоны и перчатки для пилотов изготовлены из негорючих материалов?

- Это всегда основное требование на все комбинезоны. Синие комбинезоны, в которых мы ходим, они изначально идут с антигорючей и антипромокаемой пропиткой. И они не горят, а даже если комбинезон загорится, то открытого огня не будет, будет тлеть.

- Пробовали сами поджигать ради интереса?

- Тяжело поджечь, тлеет и все. Нет открытого пламени. Но за ними уход нужен. Как-то одна дама удивилась, когда ей сказали, что мы эти комбезы просто стираем в обычной машинке. Она очень удивилась, мол, их же надо в специальную химчистку отдавать, если сам постирал, то пропитка эта исчезнет. По идее, они, когда разрабатывали этот костюм, предполагали, что в каждой части будет своя специальная прачечная, где комбинезоны будут нам стирать, гладить, пропитывать заново. По факту этого нет, сами постирали, погладили, надели. 

- Может стоит какую-нибудь пропитку покупать? Берете что-нибудь такое?

- Я не пропитываю ничем.

- Еще про перчатки спрашивали.

- Да, выдают шевретовые перчатки. Есть теплые перчатки, зимние. Кожа, хорошие. И по качеству лучше, чем летний вариант. Я летаю в перчатках с обрубленными пальцами, как мотоциклетные, из тонкой кожи. Пробовал летать в перчатках, которые выдают, но не пошло. Я люблю, чтобы пальцы чувствовали, к чему прикасаюсь.

- Вопрос по ботинкам: удобно в штатных летных пилотировать?

- Если разносишь их – да. Удобные ботинки, хорошие, мягкие. 

- Бронежилеты используете на боевых вылетах?

- В «8-ке» раньше использовали бронежилеты, когда у них впереди был «балкон» стеклянный: бронежилеты укладывались вперед, стекла закрывали, на блистеры вешали. Сейчас там на новых машинах бронеплиты стоят. В бронежилете очень тяжело летать. Летчику приходилось по 5, по 6, по 7 часов в день летать, а то и больше, и постоянно при этом в бронежилете находиться. Не каждый физически подготовленный человек выдержит. Если вдруг придется вынужденно покинуть машину, то бронежилет - это лишний вес и возможная причина зацепа. Сейчас летают с НАЗ-ИР. Жилет и в нем куча карманов, где бинты, компас, зеркала, магазины для АК и пистолета и т.п.

- На «28-м», «35-м» бронежилет не нужен?

- На «28-м» тесновато будет в бронежилете сидеть, потому то кабина поменьше, чем у «35-го». На «28-м» я не вижу смысла, кабина защитит. На «35-м» тоже тяжеловато. Видел, наши братья по разуму, «за ленточкой», понаизобрели чуть ли не рыцарские доспехи для летчика. Ну, пусть сами попробуют в них полетать. Они охренеют.

- Вы сейчас про украинских волонтеров?

- Да-да. Я до слез смеялся. Ты попробуй в нем залезь в вертолет и полетай.

Экипировка, подаренная волонтерами украинским вертолетчикам

Фото ©М.Станиславский (facebook.com)

- То есть, эти бронежилеты, в которые они обряжают летчиков, с таким воротником гигантским – это от небольшого ума?

- Напомню опыт. Почему у летчиков Первой Мировой белые шелковые шарфы были? Все считали, что это финт, отличительная черта и чуть ли не гламурность. На деле, чтобы шея не натиралась о воротник. Летчик должен крутить головой на 360 градусов постоянно. Чем больше ты головой крутишь, тем больше ты натираешь шею. А в этих брониках – это бред полный. Такого летчика надолго не хватит. Там не только шею натрешь.

- Возвращаясь к НАЗ-ИР. Вы только штатные жилеты используете?

- Штатные. У нас требования очень жесткие и не допускается с другой экипировкой летать. Именно сейчас. Раньше летали в том, в чем удобнее было. НАЗ-ИР нормальный, приспособлен ко всему. Карманов хватает. От Стечкина у меня влезало 5 магазинов. Один в пистолете, 4 магазина распихал, россыпью можно кучу патронов напихать. Автоматные магазины можно засунуть. В Сирии летчики в таких летают тоже. 
Кстати, на «24-ке» в Чечне выдавали и сейчас в Сирии им дают этих «ублюдышей» – АКС-74У. Ну, хотя бы не пистолет, уже хорошо.

- Если на боевые лететь, то с собой лучше больше патронов взять?

- Желательно, да. Потому что надо какое-то время выиграть, пока за тобой поисково-спасательный отряд не прилетит. Конечно, сейчас они летают с автоматом. У них, по-любому, еще и пистолет с собой, куча патронов. Мне отец еще рассказывал: карманы есть свободные, пихай патроны, мало ли что. И «ублюдыш» постоянно с двойным магазином.

- Из еды что-нибудь дополнительное берете?

- В боевых условиях пайки выдаются, те же самые, что и все кушают - ИРП. Еще под парашютом у нас есть носимый аварийный запас. Так по минимуму: мачете, зеркало, сахар, чтобы продержаться, энергию откуда-то получать.

- Какими очками для полетов ночью Вы пользуетесь?

- У меня лично ГЕО-ОНВ-1. Сейчас новые пошли: ГЕО-ОНВ, доработанные, у них матрица получше, разрешение выше, шумов меньше в итоге. Уже нет этой зернистости. У наших заклятых партнеров очки в этом плане лучше. Те же французские, американские. 

- Сухопутная практика с покупкой себе снаряжения среди летчиков не распространена?

- Нет. Во-первых, это все очень дорого стоит. Во-вторых, они не будут приспособлены к системе питания – они же питаются от сети вертолетной. На аварийный случай в противовес к очкам вставляются 4 аккумуляторные батарейки. Обычные пальчиковые. Это на случай, если сеть обрубится на вертолете, чтобы было питание, чтобы хватило их на какое-то время, долететь. Если и они сядут, то очки откидываешь и летишь уже как во время простого ночного визуального полета. Естественно, есть ограничение по высотам, когда в очках и без летаешь. В очках можно летать на предельно малой высоте – 50 метров. Ночью при визуальных полетах без очков - не ниже 200 метров.

- Не мешает ли узкий сектор обзора при использовании очков ПНВ?

- Нет, не мешает. Привыкаешь. Там не на все смотришь в очках. В очках смотришь только за кабину, а в приборы ты смотришь уже глазами – отводишь глаза и приборы видишь. Поэтому зеленый подсвет нужен. На «24-х» стоит красный подсвет - это самое важное отличие 24-ки от остальных. На «35-х», «28-х», на Ми-8АМТШ новых – у них зеленый подсвет для того, чтобы не было цветового удара по глазам. Поменяйте на 24-ке подсвет и вертолет [будет]готов к полетам ночью в ОНВ. 
Но долго в очках летать нельзя: глаза устают сильно.

- Какое ограничение по времени на полеты в них?

- Не более 3 часов можно летать.

- Будет ли более комфортно, если сектор обзора ночных очков увеличат за счет применения дополнительных монокуляров – 4 вместо 2?

- Главное, чтобы они не искажали картину восприятия. Конечно, я считаю, лучше будет, если сектор обзора будет больше: и приятней, и меньше движений головой.

- В очках часто приходится головой крутить?

- Не сказать, чтобы часто. Если ночью летишь, они и не нужны. Это только в боевой обстановке или, когда в горах выполняются полеты, приходиться использовать. Конечно, чем больше сектор обзора, чем больше летчик видит, тем лучше.



- Какие пожелания в плане оборудования для ночных полетов?

- РЛС не помешало бы принять же и поставить. Потому что, видя, как на «52-м» она работает, как она показывает всю подстилающую поверхность, все препятствия… Хотелось бы и на «28-м» иметь такую же РЛС. Она очень хороша. Упростит ночные полеты, полеты на предельно малой высоте.

- Как у нее с видимостью линий электропередач?

- Она опоры видит. У нас даже при визуальных полетах, видишь опору и по правилам всем, мерам безопасности, проходишь только над ней. Есть на ней провода, нет проводов, ты их можешь не увидеть. Главное, если ты увидел, что столб торчит, то лучше лететь над столбом.

- В порядке лихачества никто под проводами не пробовал пролететь?

- Нет, таких дураков не знаю. Столкновения с проводами обычно печально заканчиваются. 

Тактика действий 

- Насколько защищены современные вертолеты от огня с земли?

- В зависимости от калибра, в зависимости куда попадет. У всех вертолетов, что в «24-ке», что в «8-ке», идет дублирование всех жизненно важных систем. На «28-м» почему двигатели разнесены в разные стороны? Не как у «35-го», у «24-ки», где они рядом наверху стоят. Они собой прикрывают наиболее важные узлы по принципу экранирования менее важными элементами более важных. Например, на Ми-24 главный редуктор один, если в него попасть, он развалится, все заклинит, и ты камушком вниз упадешь. На «28-м» двигатели разнесены, и, если даже будет поврежден один двигатель, он возьмет удар на себя, и редуктор не пострадает. И все важные системы занесены именно за двигатель, спрятаны так, чтобы двигатель нес функцию бронеэкрана. 
По живучести. На «28-м» стекла не берет даже 23-мм снаряд, даже 30-мм не берет, бронирование кабины хорошее. На «24-ке», «35-м» бронелисты, ну, 7.62-мм выдержат. 12.7-мм они уже не выдержат. Опять же, смотря куда попадет. Пуля – дура. Бывали случаи, думаешь, ну, как она могла именно так попасть, что именно в ту систему. Иногда достаточно одной пули бывает. А бывали и случаи, когда по 100 пробоин привозили люди с одного вылета и ничего важного задето не было. Все ремонтировалось на земле, дырки быстро заклепали и полетел дальше.

- Летчик чувствует, что в вертолет попали?

- Когда как, обычно слышно, если ближе к кабине попадания, а если дальше, то на земле только обнаружишь. Ну и, если попадания вызвали повреждение каких-либо систем вертолета, тут уж не спутаешь.

- Проводятся ли учения типа «полет в условиях огня с земли»?

- Да. Взять хотя бы «Авиадартс», где было упражнение «Преодоление зоны ПВО» с «Панцирями».

- Какие тактические приемы использует подразделение при работе в условиях насыщенной ПВО?

- Если у противника сильная система ПВО, то одни вертолеты никогда не отправят. Смысл лететь, как животным на убой? Перед нашим использованием должны подавить ПВО, и только потом начинается наша работа, непосредственная поддержка переднего края. 

- Как избежать огня с земли: стрелкового оружия, зенитной артиллерии? Ракет ПЗРК?

- ПЗРК – немного способов. Например, можно летать на фоне теплой, освещенной горы, чтобы не было контраста сильного, со стороны солнца заходить. Надо создавать «пускачу» такие условия, чтобы он не смог по тебе прицелиться. Это полеты на низких высотах и желательно за искусственными либо естественными препятствиями. Чтобы был постоянный срыв захвата головки наведения, чтобы он наколол аккумуляторы все и выкинул свою трубу.
По стрелковому вооружению те же самые приемы. Низкие высоты, использование рельефа местности, искусственных и естественных препятствий. Где-то полеты не прямолинейные, а с изменением курса – зигзагами, со скольжением, по-всякому. Лишь бы уменьшить возможность стрелку попасть. Даже, если он прицелился в тебя, взял точку упреждения, достаточно создать вертолету скольжение, но не подавать виду, что ты меняешь курс полета. И, если будет скольжение, его точка упреждения будет похерена, он уже не попадет. Двигаться надо. Кто-то сам какие-то маневры вырабатывает.

- Положим, летчик увидел стрелка с ПЗРК на изготовку. Что делать в этом случае?

- Желательно его, конечно, убрать постараться. Либо передать на пункт управления координаты, где ты его засек, чтобы с земли его сняли. Либо разрешение можно спросить, и быстро изменив траекторию полета, зайти с другой стороны, попытаться его устранить. Но не факт, что, услышав вертолет, он будет стоять на одном месте и ждать.

- То есть, тактика выбирается по ситуации?

- Да. По рассказам сослуживцев, если уже видели пуск, засекали место пуска по шлейфу, то туда сразу же работали, чтобы уничтожить возможного второго «пускача». Если даже ты не попадешь по нему, то хотя бы напугаешь, чтобы он ноги сделал. Повторюсь, можно попытаться устранить, но не факт, что он будет на том же месте. Он может сменить позицию и поджидать тебя уже на новой позиции. И он увидит тебя быстрее, чем ты его.

- Если это подвижная зенитная установка. Вот Вы ее обнаружили, но возможности сразу атаковать нет, а она уже открыла огонь по вертолету. Что предпринять в этом случае?

- Уходить надо. Падать на предельную высоту и уходить. Если она движется, едет, по ней можно стрелять. Но, если она уже расчехлила стволы, то будет опрометчиво на нее соваться. Можно просто передать координаты и с земли ее кто-то подобьет, либо уже с самолета ей прилетит. Либо, если на подвесках у тебя управляемое вооружение имеется, просто отойти на безопасную дистанцию и ее снять.

- А если Вы на «28-м», «35-м», где пушка в подвижной установке?

- Если успеет оператор среагировать, развернуть и навести пушку, то можно попробовать очередь дать. В зависимости от того, какая дальность и под каким ракурсом ты будешь к ней подходить.
По ситуации надо действовать. Почему парами летают всегда? «Чехи», если они работали с ПЗРК, всегда старались бить по ведомому. Ведущего никогда не трогали, а если и трогали, то это дилетанты были. Потому что, если начнут работать по ведущему, то ведомый увидит, и он обязательно накажет, устранит угрозу. Поэтому всегда старались устранить ведомого. Потому что глаза сзади – это ведомый. Когда ведомого сбивают, ведущий может просто не увидеть из-за ограниченного обзора, откуда был произведен пуск. Он не сможет среагировать оперативно. Так и с «зэушкой». Если она начнет по ведущему долбить – ведущий может уйти в сторону и передать ведомому координаты. Ведомый уже спокойно подойдет, и пока зенитчик стволы на него развернет, ведомый сможет по нему отработать. Опять же, должен быть хороший интервал, чтобы позволял среагировать ведомому.
Многие тактические приемы самими придумываются. В зависимости от местности. У нас даже в тактике прописывается, есть какие-то лекала, какие-то удары, эскадрильи, звена. Но потом дописка: не надо руководствоваться и считать это догмой, что надо именно так действовать. Нужно использовать свою голову и возможности вертолета. Главное, чтобы это было эффективно. Можно хоть что придумать… Например, НАР разрешено пускать с кабрирования. Есть пикирование, когда вертолет идет вниз, а есть кабрирование, когда он идет вверх. Зачем, зная расположение цели, входить в зону поражения, когда можно с большей дальности послать ракеты вверх и уже баллистика сделает свое дело? Угол создаешь положительный, нос приподнял, НАР стрельнул. Да, площадь рассеивания будет больше. Но, если ты правильно учел угол, то примерно туда, куда надо попадешь, панику в ряды противника внесешь. Можно подальше отойти, с 6 километров НАР врезать, они уйдут вверх, потом по пологой траектории опустятся.

- Читатели интересуются: «В некоторых роликах видно, как вертолеты проходят парой. В некоторых крутят карусель с боевыми разворотами. В каких случаях какие приемы используются?»

- Полет до цели всегда идет парой. Если надо не в первый заход «разгрузиться», то интервалы увеличиваются, чтобы встать в «карусель», сделать несколько заходов. Для чего делается «карусель»? Для того, чтобы ведущий мог наблюдать ведомого. Увеличивается сектор обзора до 360 градусов, летчики видят всю обстановку на поле боя и могут подсказать друг другу, что у кого за хвостом происходит. Плюс, когда первый отстрелялся и отходит от цели, то второй стреляет и тем самым дополнительно прикрывает отход первого. 
Если того требует обстановка, то пара может и поодиночке действовать: один выскочил – отстрелялся, второй выскочил – отстрелялся. В зависимости от цели это может быть, как уже и говорил, полная «разгрузка» за первый заход или же более точечная работа.

- Бронетехника с автоматическими пушками типа БМП, БТР представляет серьезную опасность для вертолета?

- Да. Это довольно-таки серьезное оружие.

- Какая против них тактика действий?

- Самое главное, чтобы была хорошая разведка: хороший передовой авиационный наводчик и своевременные свежие данные. Мое мнение: от разведки зависит 70-80% успеха атаки. Разведка дает понимание как подлететь, откуда подлететь, то есть определить нужный тактический прием. Например, БМП можно поразить той же ПТУР, пустив ее с расстояния 5 км и не входя в зону поражения пушки этой машины. Главное понимать, где она, найти ее с помощью прибора наблюдения, привязаться к цели и атаковать. Если это стационарная цель, то по ней сразу можно начинать работать управляемыми ракетами. Если застал колонну бронетехники на марше, то там можно и НАР поработать, заставить остановиться, а потом уйти на дистанцию и ПТУР поработать. Все зависит от конкретной ситуации. Если на земле идет серьезный бой и расчеты со стрелками отвлечены на ведение боя с сухопутными войсками, можно подойти и НАР отработать, и пушечкой хорошо пройтись.

- При атаке живую силу противника хорошо видно? Положим, если она укрывается в застройке и ведет по вертолету огонь?

- Вспышки автоматные видно, дымок. Все от высоты и дальности зависит. Вот в лесистой местности приходится стрелять либо по квадрату, либо по корректировке авианаводчика. Первый пристрелочный делаешь, а дальше он подсказывает: «Левее… Правее…». У нас это называется «группа «Лесоповал» работает»: разгружаешь все в лес, а дальше тебе по данным разведки результаты сообщают.

- Наводчики свои или из сухопутчиков?

- И своих отправляли, но чаще, конечно, сухопутчики. Есть курсы авиационных наводчиков, где они проходят подготовку. Если не ошибаюсь, то в ВДВ всех офицеров обучают взаимодействию с авиацией. Например, несколько лет назад у курсантов 5-го курса РВВДКУ во время марш-броска в горной местности такая тренировка была: я лечу, а они меня по очереди наводят на цель.
Точная работа авианаводчика очень важна. Прилетаешь в район действий, а там, к примеру, большая гора. Наводчик должен дать ориентиры, к которым можно привязаться. Укажет он столб, да? А там в районе их несколько. Ты привязался к одному, а наводчик говорит о другом. Вот уже и ошибка. На земле бой идет на дистанциях 300-500 метров, а то и меньше. Для нас это очень маленькая дистанция, учитывая разлет НАР. Поэтому стремимся работать аккуратнее, уточнять у наводчиков координаты, чтобы не положить по своим.

- Каковы действия при встрече в воздухе с авиацией противника?

- Постоянно отрабатываем поиск и догон вертолета, выход на прицельную дальность, атаку с различных ракурсов и т.п. Если встретились с вертолетом и ты «полный», с боекомплектом, то можно вступить в бой, попытаться его парой закрутить и сбить. В одиночку можно в воздушный бой вступить. Пробовать сбить пушкой, НАР. Управляемых ракет («воздух-воздух») пока нет. На Ми-28Н должна быть «Игла», но ее пока не ставят. Если пустой, БК нет, то уходить, укрыться по возможности.

- Если самолет?

- Если это истребитель, то попроще, можно уйти на «предел», тогда он может тебя даже не увидеть и его с земли не смогут навести. Уменьшить скорость вертолета, потому что ему будет тяжело погасить скорость, и он просто не успеет прицелиться. Если он уже вышел на атаку, ты его поздно засек, то надо разворачиваться на него и тем самым увеличивать скорость сближения. Это может заставить противника выйти из атаки из-за нехватки времени на прицеливание. В экстренном случае, когда отвязаться не получается, то можно просто сесть и бежать от вертолета, но до такого, думаю, не дойдет.

- Обнаружили в воздухе вражеский беспилотник. Что будете делать?

- Мои предположения: можно попробовать пушкой поработать, НАР. Или просто прогнать его под собой, чтоб потоком воздуха от винтов его свалило. Опять же, смотря какой беспилотник.



- Типовая цель для атаки с помощью НАР?

- Площадная цель.

- Какова минимальная дистанция для такой атаки?

- Километр. Бывали случаи, что стреляли и ближе, но это на свой страх и риск. Например, старожилы рассказывали, что в Афгане, когда быстро надо было «под себя» стрельнуть, то наклоняли вертолет и били по «бородатым» на 300-500 метров. Но по мерам безопасности должно быть не меньше тысячи метров.

- Есть какие-либо преимущества перед Ми-24 при использовании НАР на новых типах вертолетов?

- У новых вертолетов в этом случае только одно преимущество: прицельные станции, которые могут обнаружить цель, привязаться к ней и визуально ее разглядеть на экране. В плане стрельбы: ракеты точнее лететь не стали, блоки те же самые висят, ракеты те же. Если в автоматическом режиме стрелять, то все зависит от исправности и должной работы автоматики, если в ручном – то от навыков пилота в стрельбе.

- Если противник находится в здании, а управляемых ракет по тем или иным причинам нет: рассматривается вариант атаки с помощью НАР в этом случае?

- Можно попугать, но особых результатов не будет, если только шальная какая в окно не залетит.

- С чем сейчас летают на выполнение заданий в ходе КТО (контртеррористических операций) на Северном Кавказе?

- Сейчас в КТО обычно берут 2 блока НАР, а управляемое оружие только в том случае, если точно известно, что характер цели требует их применения. Тут даже дело не в том, что УР дорогое оружие, которое будет жалко, если промахнешься, а в том, что у управляемых ракет ограничен ресурс по количеству взлетов/посадок и нахождения в полете. Ракета не может летать более 30 часов, после этого ее необходимо возвратить на завод на обслуживание.

- Осталась последняя пара вопросов: про деньги и видение перспективной техники. Каков размер денежного довольствия?

- 50 тысяч у молодого есть, но только если он начал летать и выполнил норму налета для получения надбавки за ОУС (особые условия службы - прим.). А дальше все зависит от выслуги, звания, должности, класса, удаленности и т.д. На сайте Минобороны есть калькулятор расчета денежного довольствия, кому интересно, могут сами прикинуть сколько выходит. 

- Каким Вам видится ударный вертолет будущего?

- Представления должны исходить из условий боевых действий. Если взять те же локальные конфликты, борьбу с отдельными группами, которые передвигаются и прячутся в лесу, то все-таки больше надо, чтобы хорошо работали обзорно-прицельные станции. Те же РЛС, те же тепловизоры. Они и сейчас уже работают, но я считаю, надо уже больший акцент на этом сделать. Чаще использовать лазерную подсветку цели. Это намного упрощает наведение на цель, ту же работу авиационного наводчика. Чтобы не кричали тебе в трубку: «Эй, тут правее этого куста! Нет, чуть левее!». Чем быстрее ты получаешь информацию на поле боя, тем быстрее ты сможешь помочь. 

- Большое спасибо за интересное интервью!
*****
Источник
http://twower.livejournal.com/1845879.html
http://twower.livejournal.com/1848258.html
http://twower.livejournal.com/1849628.html

0 коммент.:

Отправить комментарий