понедельник, 12 августа 2013 г.

Ретро-обзор: Su-25 Stormovik


В 1990 году, когда вышла эта игра, был явный дефицит симуляторов советских самолетов. Среди кучи симуляторов F-15, F-16, F-18 и прочих Харриеров, эта игра была как глоток свободы. Да, уже были симуляторы самолетов страны Советов, но они шли в нагрузку к другим самолетам в мультисамолетных симуляторах типа Fighter Bomber, а компании такие как Eagle Dynamics посвятившие себя советской и российской авиации еще похоже и не были в проекте.

Так что игра целиком посвященная советскому самолету, да еще такому специфическому как штурмовик была поистине откровением.

Ведущий гейм-дизайнер Брент Иверсон создал игру всего за 3 месяца  к очередной компьютерной выставке. Что довольно таки быстро, как по меркам тех лет, да и сегодня за такой срок даже игру для мобильников не сделать.

Сюжет игры посвящен локальному конфликту на территории еще не объединившейся Германии. Сепаратисты как в высшем руководстве СССР, так и сил НАТО развязали боевые действия на границе двух Германий, чтобы не дать им объединиться.


Игра содержит 3 кампании, разделенных не географически как обычно, а по временным рамкам. Каждая кампания охватывает один год конфликта и содержит полтора десятка миссий, которые можно проходить в любом порядке. Некоторым недостатком является, что статус прохождения миссии никак не отображается в дальнейшем и нельзя понять какие миссии уже пройдены, а какие еще предстоит отлетать. Но этот недостаток с лихвой компенсируется системой динамической генерации заданий в миссиях - в большей части миссий при каждом новом запуске меняется цель полетного задания и маршрут. Например, в вылетах на бомбежки конвоев меняется тип техники в конвоях от грузовиков до БТР и танков, так и их численность и маршрут следования.



Вообще миссии довольно разнообразны - от типично штурмовых вылетов на разгром конвоев, барж сепаратистов или их укрепрайонов до уникальных миссий, типа сопровождения аэробуса с президентом СССР, фоторазведки, уничтожения вертолета с генералом-перебежчиком и т.п. Причем в большей части миссий задается только примерный район расположения или же маршрут следования целей, так что надо еще найти цели прежде чем разгромить их.


К слову говоря, в игре довольно много нетипичных для штурмовика заданий на борьбу с воздушными целями - боевыми и транспортными вертолетами, вражескими истребителями.

Некоторые миссии содержат даже некоторую интригу, например в одном из вылетов на бомбардировку колонны грузовиков оказывается, что мы разгромили колонну собственных же войск, поскольку предатель в штабе специально выдал неправильную информацию.

За каждый успешный вылет мы награждаемся медалями и очками опыта, при наборе определенного количества которых, нам будет предложено принять повышение и следующее звание. От этого можно отказаться, но в случае принятия повышения соответственно повысится и уровень агрессивности врагов, их сила и тип используемой техники.



Техника в игре довольно разнообразна. Если в первой кампании инсургенты встречают нас довольно простенько - на отечественных БТРах, БРДМах, натовских М-113 и аналогичной воздушной технике - Ми-8, Ка-32, Миг-23, А-10. То к концу игры мы уже сталкиваемся и с Абрамсами и с новенькими Т-80, а в воздухе нас поджидают Ка-50, Апачи и F-16 напару с F-117. Последние невидны на радаре и ощутимо портят жизнь. Не забыли в игре и про средства ПВО - они насыщены как ракетной техникой, так и зенитными артустановками типа ЗСУ-23 и продвинутыми С-60. Пехота на земле не отстает - помимо обычных солдатиков с Калашниковыми во второй половине игры появляются надоедливые зенитчики с переносными комплексами.


Для борьбы с этим разнообразием целей авторы предложили нам по паре видов ракет воздух-воздух и воздух-земля, полный комплект осколочно-фугасных и зажигательных бомб разного калибра, ну и конечно же самое главное оружие Су-25 - блоки НАР. Соответственно чем выше наше звание, тем к более разнообразному набору оружия мы имеем доступ. Верным нашим другом является и спаренная авиапушка, хотя авторы и покривили душой дав ей боекомплект в 2170 выстрелов, против штатных 250. Хотя в целом разницы никакой, поскольку в игре пушка стреляет очередями по 10 снарядов.

Типовая подвеска перед вылетом включает в себя четверку ракет воздух-воздух, пару-четверку бомб ОФАБ в случае атаки на вражеский аэродром, корабль или бункеры и максимальную загрузку блоками НАР. Также в особо длинных заданиях не помешает подвесить внешний топливный бак. Управляемые ракеты воздух-земля практически бесполезны против наземной техники - с первого раза подбиваются только безвредные БТРы, а на танки уже приходится тратить минимум по 2 ракеты. Правда в ближнем бою этими ракетами можно вполне эффективно бороться с вражескими вертолетами, особенно когда кончились ракеты воздух-воздух.

Управление самолетом в целом аутентично, хотя реализмом тут конечно и не пахнет. Но для тех лет и это было хорошо. Имитируются закрылки, воздушные тормоза. Активные манипуляции с самолетом в больших перегрузках гарантированно застилают нам взгляд краснотой и чернотой. Что при полетах на особо низких высотах часто кончается воронкой на месте нашей гибели.

Из прочих систем имитированы средства электронной борьбы. Из опыта игры при включенных средствах нас засекают быстрее и с большей дистанции, хотя при этом и повышается срыв наведения ракет.

Повреждения самолета имитируются постепенным выходом из строя различных систем, возгоранием двигателей. С пробитыми топливными баками и маслопроводами приходится тянуть сколько можно к своим и катапультироваться над своей территорией, поскольку тоже самое на вражеской территорией может закончиться либо гибелью, либо статусом "пропавший без вести". Не столь уж редки и ранения пилота, которые в игре показываются пробоинами в фонаре кабины и брызгами крови на остеклении. Если сейчас же не выйти из боя, то есть высокая вероятность не дотянуть до аэродрома от потери крови.



Также неприятно в бою потерять часть подвесок от активного зенитного огня, именно этого оружия часто и не хватает для успешного завершения миссии.

Кокпит самолета очень похож на реальный, хотя разработчики и переместили часть приборов на панели в другие места. При этом кокпит у нас виртуальный, можно осмотреться по сторонам, хоть при этом вся панель и будет маячить у нас перед глазами, как будто мы смотрим все время вперед.

Игра имеет довольно странную систему увеличения обзора, по умолчанию вид из кабины увеличен в 2 раза, соответственно при уменьшении его до нормального увеличивается ширина обзора, но наведение прицела на цель становится гораздо сложнее. К слову та же самая странная система зума без изменений перекочевала и в другие симуляторы Electronic Arts на этом же движке, такие как LHX и Сhuck Yeager's Air Combat.

Несколько интересных фактов об игре:

Игру можно закончить победой даже погибнув. В последней миссии игры необходимо разбомбить корабль с руководством сепаратистов и из-за повышенного его бронирования я безрезультатно израсходовал весь боезапас и просто пошел на таран. В результате меня посмертно наградили и показали парад на Красной площади в честь окончания конфликта и победы на инсургентами.



Второй интересный факт - в случае гибели в обычных миссиях показывают стеллу Родина мать из Новосибирского мемориала Славы (а я всю жизнь думал что это старик, пока не увидел фотографию).

В оригинальной версии игры есть защита от копирования, которая при запуске игры предлагает слова на русском языке и просит написать их по английски. Само собой имея базовые познания в английском такая защита обходится за секунду.

Итого вердикт:
Плюсы

- отличная игра с точки зрения геймплея
- огромное разнообразие разноплановых миссий
- довольно аутентичное управление самолетом

Минусы

- отсутствие связанного прохождения миссий в кампаниях
- очень маленькая дальность обзора (с высоты штурмовка невозможна, потому что просто не видно целей)

0 коммент.:

Отправить комментарий