воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Обзор джойстика Thrustmaster T.16000M



Введение

Я всегда был правшой. Таким образом, у меня никогда не было проблем при выборе джойстика, потому что все они сделаны преимущественно для правшей. Найти джойстик под левую руку или обоерукий, в разумных пределах цен, оказалось более сложным, чем думалось вначале. Вы можете спросить, почему меня это волнует, ведь я правша. Ответ прост: Airbus.

Самолеты Airbus имеют ручку управления слева и управление двигателями справа. Это так для левого сиденья. Я хочу лететь слева на месте командира экипажа, а не справа, так что как видно уже есть проблема. Ручка управления слева означает, что она должна вписываться в левую руку. Кто-то пытался летать с джойстиком для правшей в левой руке? Я не советую даже пробовать. К сожалению, мой джойстик Logitech Extreme 3D Pro только для правшей.

Итак, представляем Thrustmaster T.16000M. Поспрашивав и поискав самостоятельно, я быстро обнаружил, что есть два джойстика, которые соответствуют моим пожеланиям, и из них Thrustmaster T.16000M казался лучше. Однако я не смог найти обзоров и так я решил сделать свой собственный. Здесь я представляю вам результат своих изысканий.

Я в первую очередь использую джойстик слева для полетов на Airbus. Для прочих полетов я предпочитаю использовать мой Saitek Pro Flight, по которому я тоже делал обзор для Авсим некоторое время назад. Я использую его для других самолетов, потому что на них используется штурвал, а не рычаг управления. В этом отношении Airbus уникален в моем ангаре. Давайте посмотрим, получится ли летать на Airbus с Thrustmaster T.16000M или же самолет останется припаркованным на краю взлетного поля.

Установка и документация

Джойстик пришел ко мне в большой коричневой коробке, направленный прямо из Simware Simulations. Они были так добры дать мне экземпляр для этого обзора, за что я очень им благодарен. Выше на снимке коробка самого джойстика, после того как коричневая упаковка была удалена. Это обычная коробка, открыв которую мы увидели бумажные руководста завернутые в пластиковый пакет.



Мы доберемся до этих руководств позже, поскольку они дают информацию по маппингу быстрых кнопок и настройке жесткости джойстика. Достаточно сказать, что они действительно полезны и хорошо продуманы. Теперь мы откроем последнюю часть коробки, чтобы взглянуть наконец на сам джойстик.


Достав все из коробки мы видим, что она состоит из самого джойстика и двух руководств. Я сохранил упаковку на случай необходимости перевозки джойстика в будущем.

Хорошей особенностью T.16000M, является то, что не требуется никакая установка. Достаточно подключить его к компьютеру в гнездоUSB и все. С этого момента он будет работать.

Что касается руководства, то это довольно прямолинейно. Ниже показаны два примера из страниц, которые показывают маппинг при игре в FSX. Вторая страница показывает в какой оси будет двигаться самолет при разных движениях джойстика. Хотя я все это уже знаю, это описание может быть очень полезно для новичков, и я приветствую это легкое и простое разъяснение основ.



Дизайн джойстика

Он выглядит как любой другой джойстик, но есть некоторые отличающие особенности. Две из них - это выдающийся вперед спусковой рычаг (триггер) и размещение переключателя видов по отношению к другим кнопкам, расположенным на верху джойстика.

Я привык, что триггерер не выступает полностью, а включен в верхнюю часть джойстика. T.16000M отличается в этом отношении, триггер кажется случайно закрепленным на джойстике, а не вписан в него. Это выглядит странно. Неудобно ли это? Нет, вовсе нет. Он ложится под палец и используется, как и любой другой триггер, который я использовал.


Перейдем к "верхней части" джойстика. Я считаю необычным дизайн, что переключатель видов ("POV Hat") находится больше сзади (или спереди, в зависимости от вашей точки зрения) и имеет кнопку прямо перед ним. Более традиционный дизайн - это поместить шляпку переключателя ближе к переду, с кнопками расположенными с боков.

Существующее размещение шляпки казалось странным сначала, но сейчас оно скорее мне нравится. Такая конфигурация позволяет при использовании переключателя видов всегда иметь под пальцем одну из кнопок. Мне кажется это хорошо, хотя это может также рассматриваться как отрицательная характеристика, поскольку вы можете случайно нажать на кнопку. Что касается POV шляпки самой по себе, то я все еще немного сомневаюсь в её размещении. В итоге удобство зависит от того, как взяться за джойстик.

Если вы держите вашу руку в положении под которое был разработан джойстик, то достичть шляпку переключения видов не проблема, но если вы держите джойстик немного более свободно, то вы можете столкнуться с проблемами. Таким образом, я не могу сказать что расположение переключателя видов "неправильное", но все же я хотел бы чтобы он был больше смещен к переду.

В целом, джойстик удобно держать. Кроме спускового крючка, переключателя видов и трех кнопок сверху на самой рукоятке джойстика больше кнопок нет. Однако множество кнопок, расположенно слева и справа от рукоятки на основании джойстика.

Они удобно расположены и легко нажимаются. Не важно в какой части вы нажмете кнопку, она целиком легко уходит вниз. Я считаю, что это важно, так как в воздушном бою не нужно искать точное место куда надавить на кнопку.

Джойстик очень приятен на ощупь (см. ниже). Грубые, резиновые накладки на сторонах рукоятки даже при слабом хвате не дают руке скользить. Кроме того, достаточная толщина и форма рукоятки легко ложатся в руку. Специально сделанный выступ на левой или правой стороне рукоятки (в зависимости от руки) является отличным местом для размещения большого пальца для его "отдыха" после использования верхних кнопок или переключателя видов. Такая особенность не редкость среди джойстиков, но тут выступ реально удобно использовать, в отличие от большинства джойстиков.


Рычажок РУД немного странен, на мой взгляд. Он не является настоящим рычагом, в том смысле что не вращается вокруг неподвижной оси, здест вы двигаете его вверх и вниз. Это не обязательно плохо, да и форма рычага позволяет легко его использовать, но я все равно предпочел бы настоящий рычаг. Больше жалоб может быть на его прочность.

При его использовании, я не чувствую его крепость. Рычаг РУД может сместиться при игре, хотя вы ожидаете что он будет точно стоять в установленном положении. Движение вверх и вниз достаточно плавно, но я бы приветствовал более жесткую конструкцию РУД. Заключение: джойстик удобно держать. Он чувствуется крепким и хорошо лежит в руке.

Прежде чем двигаться дальше, я хочу обсудить технологии, используемые для измерения положения джойстика и движения. Он имеет отличие от других джойстиков. Он использует магниты, в отличие от более традиционных колес, которые крутятся при движении джойстика. ThrustMaster утверждает, что джойстик в 256 раз точнее, чем другие джойстики. Они называют это технологией «HEART». Это означает HallEffect AccuRate Technology. Мы скоро увидим правда ли это.

Перекладка джойстика под другую руку

Главным преимуществом этого джойстика является его двуручность. Как я уже говорил ранее, именно по этой причине я решил ознакомиться с ним. Таким образом, перекладка джойстика под другую руку является важной темой, которую необходимо рассмотреть.

Чтобы поменять раскладку джойстика нужно переместить три детали. Во-первых, это основание, которое поддерживает вашу руку когда вы держитесь за джойстик. Вторая и третья детали - это резиновые накладки, которые помогают избежать соскальзывания руки.

Первая деталь (поддержка для руки) может быть передвинута простым поворотом. Хотя для этого необходимо сначала вынуть винт, как показано ниже.



Далее вы можете просто повернуть её. Держите ее крепко, и поверните вокруг рукоятки, как показано ниже. Затем вставьте винт обратно.




Следующая деталь это резиновая накладка под пальцами. Последняя деталь - накладка под большой палец будет переставлена одновременно, поскольку эти части меняют друг друга. Для перестановки, сначала снимите внутреннюю накладку под пальцами, как показано ниже.


После этого ослабьте винт накладки под большой палец. Вы не можете просто переставить эту накладку на другую сторону. Для другой стороны в комплекте идет дополнительная накладка.




После перестановки накладок, вы должны "сказать магнитам", что вы изменили раскладку джойстика. Чтобы сделать это нужно переключить крошечный выключатель снизу джойстика.


Не скажу, что это самый простой способ изменить раскладку джойстика, но он вполне продуман. Однако он достаточно сложен, чтобы не менять раскладку чаще чем это действительно необходимо.

Настройка джойстика в MSFS

Теперь, когда джойстик настроен должным образом для леворукого или праворукого полета, мы можем настроить его в MSFS. Это очень легко. С джойстиком не поставляется никакое программное обеспечение, поэтому основной способ настройки - это настройка джойстика в панели контроллера в MSFS. Я не буду расписывать всю процедуру, так как MSFS дает подробные инструкции на этот счет.

Суть в том, что T.16000M это plug&play устройство. Просто подключите его к порту USB и начните пользоваться. Руководство для джойстика включает в себя изображение стандартной раскладки кнопок. Конечно, вы можете изменить их в панели контроллера в любой момент. Кроме того, вы всегда можете использовать программу FSUIPC Питера Доусона, которая добавляет большую гибкость в назначении функций осей и кнопок.

Что касается меня? Я всегда использую FSUIPC. Я обычно отключаю почти все "стандартные" настройки в панели контроллеров MSFS. Я удаляю все привязки, кроме шляпки POV. Это единственное, что я назначаю в MSFS. Остальное все через FSUIPC.

Вы можете спросить, почему я так делаю: потому что я считаю, что настройка через FSUIPC гораздо лучше. Используя профили в FSUIPC, я могу назначить джойстик для самолетов Airbus и штурвал для полетов на других самолетах.

Конечно я могу сделать то же самое в панели контроллера MSFS, так почему бы не присвоить все с помощью MSFS? А потому что я обнаружил, что есть некоторые помехи от неиспользуемых контроллеров. В частности, штурвала. А почему просто не отключить его? Есть две причины для этого.

Во-первых, и самое главное, то что один из моих РУД Saitek подключен к штурвалу через последовательный порт. Таким образом, чтобы использовать этот РУД штурвал тоже должен быть включен. Во-вторых, штурвал содержит USB-хаб, который я использую для подключения всех других контроллеров. Так что у меня всегда подключено больше контроллеров, чем я собираюсь использовать. И чтобы исключить помехи от этих контроллеров, я и использую FSUIPC.

Используя FSUIPC и профили, я могу назначить контроллеры в конкретных профилях и использовать их с конкретными самолетами. Это делает всё проще, поскольку не нужно прибегать к панели контроллеров MSFS, чтобы отключить неиспользуемые или включить нужные для другого самолета. Использование FSUIPC - это огромная экономия времени, кроме того он поддерживает множество функций, которые MSFS просто не поддерживает.
Примером этого может быть необходимость, чтобы кнопка выполняла определенную функцию при отпускании, а не только при нажатии. Например, так легче использовать режим обратной тяги: как только я вывожу рычаги газа из зоны обратной тяги, так FSUIPC посылает команду чтобы отключить тягу и обратная тяга выключается.

Я не буду вдаваться в тонкости FSUIPC и как именно его использовать, но надеюсь, что этот краткий обзор дает представление о том, почему я использую его и как это полезно для меня.

Летая с T.16000M


На самом деле к полету с T.16000M надо привыкнуть. Существует определенная гладкость в работе с джойстиком, что откровенно говоря, я никогда не чувствовал раньше. Это ощущение создает видимое отсутствие трения и это действительно здорово. Джойстик просто «катится» вокруг. Технология HEART, упомянутая ранее, также ощущается. Джойстик действительно очень точен и каждое движение, каким бы малым ни было, учитывается и влияет на полет. Полет на самолете с этим джойстиком дает ощущение по-настоящему реального. 

Z-ось также очень полезна. Лично у меня педали, то есть я обычно не используют Z-ось. Для тех же, кто не имеет педалей, это отличная альтернатива. Как и у остальные оси джойстика, Z-ось точна, в ней нет никакого сопротивления.

Исключительная точность, однако, может стать помехой для некоторых, потому что это означает, что при относительно небольшой области движения джойстика стали возможны гораздо большие движения самолетов. При подходе в плохую погоду, вы не хотите чтобы мельчайшее движение джойстика привело к резким движениям самолета совсем в ненужном направлении. Я видел такое поведение с некоторыми другими джойстиками, но честно говоря, я не заметил этого с этим джойстиком.

Также можно настроить чувствительность в панели контроллера MSFS, или в моем случае в FSUIPC. Кстати, FSUIPC дает больше контроля и здесь, давая контроль над тем, как именно FSUIPC интерпретирует команды джойстика.

Итак, как же этот джойстик применяется к широкому спектру самолетов представленных в MSFS? Лично я использовать его только для полета на Airbus и там он прекрасно работает. Джойстик прост в обращении и не требует больших усилий для управления им. Так что, взлет и посадка достаточно легки, особенно если у вашего Airbus хорошо смоделировано управление Fly-By-Wire. В таких случаях, нужны только крошечные корректировки пока ваш самолет сам летит к взлетно-посадочной полосе. Конечно, если ваш Airbus (например, A321 имеющийся в FSX ) не имеет подобной системы, вы придется подвигать джойстиком несколько больше. Тем не менее, даже если вы летаете на "нормальном" Boeing, самолет остается легко управляемым с этим джойстиком.

В целом, T.16000M не является одним из тех привередливых джойстиков с собственным норовом. Самолеты управляются очень хорошо с этим джойстиком и тип воздушного судна не влияет на это, насколько я мог увидеть. Большая точность джойстика позволяет делать минимальные движения для управления самолетом. Таким образом, вам не придется сильно перемещать ручку джойстика, чтобы авиасимулятор мог зарегистрировать ваше управление, хотя я должен предупредить вас, что возможно придется немного понастраивать чувствительность с помощью ползунков.

Резюме

Thrustmaster T.16000M является прекрасным джойстиком. Его удобно держать и использовать. Даже при посадке в штормящем Kai Tak, когда руки нервно сжались вокруг джойстика, он регистрировал каждое движение и сохранял точный контроль над самолетом.

Трения практически незаметно, что облегчает использование джойстика. Управление чрезвычайно плавное. Положение кнопок удобно и до них легко достать. Шляпка обзора кажется слегка неудобно расположеной, но обычно это признак, что вы не тем хватом держите джойстик. Это немного необычно, что под пальцем находится кнопка, когда вы используете шляпку видов, но ем не менее это вполне комфортно и нет опасности случайного нажатия на нее.

Обратной стороной большой точности вкупе с ограниченным диапазоном перемещения является то, что вы можете случайно приложить большее усилие на рукоятку, и послать самолет в более крутой маневр, чем хотели. Этому можно противопоставить настройку чувствительности или более точный контроль движений.

Не смотря на простоту изменения руки хвата джойстика, эта процедура несколько хлопотна, что может остановить от частой перекладки джойстика под другую руку. Но не смотря на это я все равно считаю, что джойстик приятно держать и использовать.

Я могу рекомендовать этот джойстик и леворуким и праворуким вирпилам, которые хотят заменить свой старый джойстик более новым, который в 256 раз точнее, крепко сделан, да и просто работает.

Что мне нравится в T.16000M
  • Удобно держать;
  • Продуманное расположение кнопок;
  • Очень точен;
  • Легко управлять, очень точен и быстр;
  • “Ось Z” позволяет обойтись без педалей;
  • Понятное руководство.
Что мне не нравится в T.16000M
  • Смена раскладки джойстика под другую руку несколько хлопотна;
  • Шляпку видов немного трудно достать.
  • Плохой строной большой точности является, что маневры самолета могут быть более крутыми чем это нужно.
Тестовая система
Windows 7 64 bit
FSX + Accelaration
Intel i5 Quad @2,79 gHz
ATI HD5750
12GB RAM DDR3

Летное время: 36 часов

Источник: http://www.avsim.com/pages/0212/Thrustmaster/Joystick.html
Автор: Benjamin van Soldt

0 коммент.:

Отправить комментарий